проект ЗОЛОТЫЕ РУКИ   Межрегиональный проект выпускников Президентской программы РФДиректорский корпусДиректорский корпус
Новости О нас Регион Проекты Услуги Ссылки Партнеры Публикации
»  Новости
»  О нас
›  Подробнее
›  Совет
›  Устав
›  О нас пишут
›  Презентация
›  Наши вакансии
›  Контакты
»  Наш регион
›  Вэб камеры
»  Проекты
›  2011 г.
›  2010 г.
›  2009 г.
»  Сегодня студент - завтра предприниматель
»  Услуги
»  Ссылки
»  Партнеры
»  Публикации







Хостинг Majordomo.ru

» Публикации  › Методы формирования сценария устойчивого развития муниципального образования на примере города Краснодар

Методы формирования сценария устойчивого развития муниципального образования на примере города Краснодар

Ю.В.Томилко, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

           В конце XX века значительно увеличилась роль городов в реализации структурных изменений экономики Российской Федерации. Крупные муниципальные образования являются источниками социальных, демографических, техногенных и других механизмов влияния на среду обитания человека и характеризуются особенно высокой динамикой развития, которая, в свою очередь, инициирует быстрое нарастание социальных проблем, концентрацию финансовых потоков, ухудшение экологии, а также изменение методов управления экономикой города.

На основании анализа основных тенденций развития крупных городов можно сделать вывод о высокой актуальности проблемы обеспечения устойчивого развития мегаполиса. При отсутствии должного внимания к вопросам устойчивого развития возможно быстрое и резкое усиление диспропорций в экономике города, обострение противоречий социально-экономической системы.

Особую актуальность тема данного исследования приобретает в условиях мирового кризиса и вероятной рецессии, когда стратегические планы многих стабильно развивавшихся регионов и муниципальных образований пройдут «проверку на прочность». Актуальность темы данной статьи определяется также главной целью исследования – обеспечить стабильное развитие крупного города в соответствии с императивами современности: сбалансированным социально-экономическим развитием, не разрушающим природную среду и способствующим прогрессу общества.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются научные труды таких ученых, как М.И. Ахмадов, П.И. Бурак, А.Л. Гапоненко, А.Г. Гранберг, Н.Н. Некрасов, Б.М. Штульберг и др.

Проблема необходимости обеспечения устойчивого развития регионов и городов в различных научных трудах трактуется по-разному, в зависимости от круга задач, которые, по мнению авторов, призвана решать региональная или городская экономика.

А.Г. Гранберг делает акцент на необходимость системного подхода к определению устойчивого развития региона и муниципального образования: «Понятие устойчивого развития региона призвано отразить современные научные взгляды на проявления и тенденции общественного территориального разделения труда и экономической интеграции. В нем учитываются как устойчивость в постсоветском экономическом пространстве сложившегося ранее территориального разделения труда, так и трансформация территориально-хозяйственной структуры из-за изменения социально-экономического положения…»[ 2 ]

По мнению М.И. Ахмадова, «Устойчивость - универсальное свойство социально-экономических систем, заключающееся в их способности выполнять свои функции в условиях негативного воздействия – в определенных пределах по силе и времени – внешних и внутренних факторов, а также активно адаптироваться к позитивным изменениям» [ 7 ].

Однако разработка методов формирования сценария устойчивого развития городов пока не закончена по следующим причинам: не созданы методологические ориентиры, не вполне понятны перспективы социально-экономической организации муниципальных образований, отсутствует научная концепция смены административных отношений на рыночные.

Помимо этого, изучение причин устойчивости и устойчивого развития городов и регионов в основном ориентировано на исследование частных вопросов в различных областях теории и практики. Однако существует необходимость решать эти задачи в соответствии с общесистемными представлениями, путем научного обоснования методов формирования сценария устойчивого развития города.

Происходящие в настоящее время изменения в системе экономических отношений предопределяют необходимость корректировки приоритетов в развитии городской экономики. Существующие тенденции демонстрируют острую необходимость разработки практических рекомендаций в сфере системного регулирования социально-экономического развития городов. В соответствии с трудами П.И. Бурак, «…необходима реализация новых, современных подходов к управлению экономикой регионального центра в условиях рыночного хозяйства» [6].

По мнению В.Р. Варшавского, «…период отсутствия осмысленной региональной политики завершается, и деятельность органов власти переходит к этапу формирования методологии стратегического развития регионов с учетов факторов внешней и внутренней среды» [ 7 ].

Основные методы формирования сценариев устойчивого развития крупного муниципального образования предполагают следующие отличительные особенности:
- включение информации о необходимых природоохранных мероприятиях в систему разработки и принятия экономических решений;
- эффективная поддержка малого бизнеса для расширения базы экономического роста;
- достижение оптимального соотношения полномочий федерального правительства, региональных органов власти и местного самоуправления;
- наличие необходимых финансовых возможностей для реализации права муниципального образования на определение целевых ориентиров социально-экономического развития.


Таким образом, существует несколько определений понятия «устойчивое развитие», применимых к крупным муниципальным образованиям. По мнению автора, одним из наиболее точных можно считать следующее: устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое сбалансированное развитие, не разрушающее природную среду и обеспечивающее непрерывный прогресс общества.

Преимуществами крупных городов является наличие объектов образования, здравоохранения и культуры, что создает привлекательное для населения жизненное пространство. Экономика регионального центра создает большое количество рабочих мест с высоким уровнем заработной платы, что поддерживает в крупных городах внутренний рынок значительной емкости.

Однако, помимо преимуществ, в крупных городах существуют негативные особенности. Одной из самых значительных является загрязнение окружающей среды и увеличение средств, необходимых для поддержания ее показателей в пределах нормы.

В условиях дефицита всех видов ресурсов для обеспечения устойчивого развития необходимо, чтобы в стратегии каждого муниципального образования была учтена его специфика. Для обеспечения устойчивого развития на уровне муниципального образования необходима реализация маркетингового подхода при разработке стратегии развития .

По мнению автора, аналитику для эффективного маркетинга муниципалитета целесообразно проводить по следующим направлениям:
- анализ сильных, слабых сторон, возможностей и опасностей муниципального образования (SWOT-анализ);
- анализ существующих конкурентов муниципалитета;
- сравнительный анализ конкурентных преимуществ муниципалитетов;
- анализ действующих в городе хозяйствующих субъектов по отраслям;
- анализ существующих инфраструктур;
- анализ законодательства, финансовой и политической ситуации;
- анализ целевых групп инвесторов и определение их потребностей;
- анализ заинтересованных лиц.

Для использования маркетингового подхода в стратегии социально-экономического развития Краснодара автором был проведен анализ по приведенным выше направлениям. На основании результатов анализа в существующую стратегию развития промышленного сектора предлагается добавить новое направление: размещение промышленности по обслуживанию развивающегося курортно-рекреационного комплекса края.

В рамках данного исследования был выполнен анализ показателей социально-экономического развития пяти региональных центров Южного Федерального Округа (Краснодар, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Астрахань и Волгоград) за 2005-2007 гг. В качестве показателей рассмотрены:
- объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг;
- оборот розничной торговли по всем каналам реализации;
- ввод в действие жилых домов;
- исполнение бюджета по доходной части;
- инвестиции в основной капитал;
- среднемесячная заработная плата на одного работающего;
- уровень безработицы.
Для обеспечения сопоставимости показателей сравнение проводилось в расчете на одного жителя города. Выявлено, что Краснодар на протяжении исследуемого периода является лидером по ряду показателей: обеспечивается максимальный уровень инвестиций в основной капитал, наивысший уровень заработной платы, минимальный уровень безработицы. По обороту розничной торговли Краснодар занимает второе, по объему отгруженных товаров, работ и услуг – третье место среди исследуемых городов.

После расчета показателей была проведена рейтинговая оценка, в результате которой установлено, что Краснодар обладает наилучшим рейтингом среди исследуемых городов по уровню социально-экономического развития. Согласно предлагаемой методики оценки, второе место по уровню социально-экономического развития занимает Ростов-на-Дону, третье – Ставрополь, четвертое – Волгоград и пятое – Астрахань.

Однако проведенный расчет дает возможность оценить социально-экономическое развитие муниципального образования в конкретный момент времени. Для того чтобы сделать вывод о наличии тенденции устойчивого развития города, предлагается проводить анализ темпов роста по ключевым показателям социально-экономического развития. Проведенный анализ темпов роста показателей социально-экономического развития за 2005-2007 гг. выявил следующие тенденции, существующие в г. Краснодаре:
- максимальный темп роста по вводу в действие жилых домов (188,2 %);
- максимальное снижение безработицы (на 66,7 %);
- высокие темпы роста оборота розничной торговли (173,2 %), среднемесячной заработной платы (170,1 %), исполнения бюджета по доходной части (224,1 %) и инвестиций в основной капитал (332,7 %).
- незначительное снижение численности населения в г. Краснодаре (на 0,5 %);
- наименьший темп роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (138,7 %).

В результате проведенной рейтинговой оценки темпов роста основных показателей социально-экономического развития установлено, что Краснодар вместе с Астраханью занимают первое место в рейтинге. Однако следует учесть, что Астрахань по существующему уровню развития находится на последнем месте из исследуемых городов, и, следовательно, имеет больше возможностей для сохранения высоких темпов роста.

На основании проведенного анализа за 2005-2007 гг. можно сделать вывод о том, что Краснодар обладает высоким уровнем социально-экономического развития в сравнении с другими городами Южного Федерального округа и характеризуется высокими темпами роста показателей. Тем не менее, существует ряд факторов, которые могут оказать отрицательное влияние на устойчивость развития Краснодара. Рассмотрим данные факторы и пути их нейтрализации.

Во-первых, существует тенденция роста доли безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в доходах бюджета Краснодара. Если в 2005 году она составляла 35,2 %, то в 2007 и 2008 годах – 42,8 % и 43,2% соответственно, что ставит под угрозу устойчивость развития.

В этих условиях главной задачей социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар является укрепление финансового потенциала города. Для дальнейшего повышения эффективности бюджетной политики как инструмента устойчивого развития муниципального образования предлагается разделить доходы местного бюджета на три группы:
1. доходы, связанные с экономической активностью организаций и граждан, поступающие в бюджет города в виде налогов;
2. доходы от использования муниципального имущества, поступающие в виде арендной платы и сборов;
3. доходы от предпринимательской активности муниципалитета.

Подобный метод анализа позволяет изыскать дополнительные возможности для увеличения доходной части бюджета муниципального образования за счет третьей группы доходов, в настоящее время используемой в Краснодаре недостаточно. [6].

Во-вторых, вызывает тревогу экологическая ситуация в Краснодаре.
Оценка качества воздуха проводится с учетом принятых Минздравом стандартов: предельно-допустимых концентраций (ПДК) и индекса загрязнения атмосферы (ИЗА). Чем больше ИЗА, тем хуже качество воздуха и выше вероятность заболеваемости населения. Индекс загрязнения атмосферы в Краснодаре, по данным Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в 2005 году составлял 9, в 2006 г. – 10 и в 2007 г. – 9, что оценивается как неблагоприятное для здоровья.
Высокий уровень загрязнения воздуха в городе Краснодаре обусловлен, высокой антропогенной нагрузкой на атмосферу, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, объектов электроэнергетики, нефтеперераба-тывающих предприятий, предприятий пищевой промышленности, стройиндустрии, а также климатическими условиями, характеризующимися пониженной рассеивающей способностью атмосферы.
Остроту этой проблемы в Краснодаре помогают снизить зеленые массивы, которые, однако, не могут в полной мере противостоять загрязнению. В городской черте Краснодара зеленые насаждения занимают площадь около 7 км2, что составляет примерно 10 м2 на одного жителя, или 55% от установленной нормы (18,2 м2) зелени общего пользования.

При росте объемов производства в городе возможно возникновение еще большего загрязнения воздуха, поэтому уже сейчас необходимо усиление контроля природоохранной деятельности, разработка и реализация городской целевой программы по созданию зеленых массивов в черте города в предусмотренных нормативами объемах.

В-третьих, в Краснодаре уже сейчас наблюдается дефицит энергии, который в будущем грозит стать серьезным препятствием для устойчивого развития города. Для нейтрализации данного фактора необходима разработка и реализация городской целевой программы, направленной на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. В первую очередь, необходимо провести работы по увеличению коэффициента использования установленной мощности Краснодарской ТЭЦ.
Нужно решить задачу снижения потребления электроэнергии во время похолоданий на основе системного подхода: устранения утечек тепла через стены и панельные швы, обеспечения подачи теплоносителей требуемых параметров и содержания теплотрассы в исправном состоянии с надлежащей теплоизоляцией труб. Целесообразно предусмотреть также создание предприятий по производству и сбыту энергии из альтернативных (возобновляемых) источников.

По мнению автора, систематическое обращение к ориентирам «устойчивого развития», определенным в соответствии с миссией регионального центра, должно являться важнейшим методом формирования Стратегического плана. При этом необходимым условием соответствия понятию «устойчивое развитие» является следующее: удовлетворение потребностей сегодняшнего поколения людей не должно создавать угрозы будущим поколениям.

Переход к устойчивому развитию экономики муниципального образования город Краснодар должен обеспечить в долгосрочной перспективе баланс между решением проблем социально-экономического развития города и сохранения благоприятной окружающей среды.

Для обеспечения устойчивого развития важен грамотно организован-ный мониторинг реализации стратегического плана, который дает возможность сравнивать реальную ситуацию с запланированной и своевременно корректировать стратегию развития муниципалитета.
Мониторинг реализации программ развития муниципального образования осуществляется при помощи системы показателей, называемых индикаторами. Выбор индикаторов для мониторинга реализации плана – это сложный процесс, от которого зависит объективность оценки и итоговые выводы об эффективности преобразований, реализуемых в соответствии с планом. Путем использования индикаторов можно оценить, достигнуты ли поставленные в соответствии с планом цели, и созданы ли возможности для их реализации.
Проведенное исследование понятия «устойчивое развитие» позволяет сформировать перечень целей, достижение которых для этого необходимо, причем это перечень является сходным для всех городов. Автором предлагается использовать следующую модель формирования стратегических целей развития и ключевых индикаторов плана (Таблица 1).
Сформулированные стратегические цели на этапе разработки планов трансформируются в конкретные задачи развития города, которые можно разделить на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Мониторинг реализации этих целей производится путем оценки индикаторов.

Таблица 1 - Модель формирования стратегических целей развития и ключевых индикаторов плана развития муниципального образования


В результате данного исследования выявлены важные тенденции в функционировании города. С их учетом и опираясь на современные научные теории предлагаются перспективные направления совершенствования стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием города, практические рекомендации, которые должны способствовать росту инвестиционной привлекательности Краснодара и повышению эффективности использования его ресурсного потенциала.

ЛИТЕРАТУРА
1. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: РАГС, 2001. - 225 с.

Внимание : при копировании ссылка на сайт dcorpus.ru и авторов статьи обязательная.
важные события:

Приглашаем Вас в работу
над проектом
"Инновации – Кубани",
который направлен
на поддержку и развитие инновационной деятельности
в среде малого предпринимательства Кубани

проект Инновации – Кубани




Приглашаем на конференцию
28 ноября 2014г в 15.00
"Кадры для новой индустриализации Кубани"
( скачать программу )



Наш проект "Золотые руки"
занял 2 место на федеральном конкурсе
"Содействие"
Проект "Красного креста" - 1 место в своей номинации

Диплом СОДЕЙСТВИЕ



Цикл семинаров по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах
Цикл семинаров по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах



анкетирование руководителей и специалистов предприятий об условиях осуществления инновационной деятельности и эффективности мер ее государственной поддержки
ККОО ВПП "Директорский корпус" в рамках проекта "Инноватор" проводит анкетирование руководителей и специалистов предприятий об условиях осуществления инновационной деятельности и эффективности мер ее государственной поддержки
скачать анкету проекта ИННОВАТОР


МВА Стратегия:
Профессиональный сертификат по менеджменту, Управление деятельностью и изменениями, Стратегия, Экономика в практике менеджера


МВА Стратегия: Профессиональный сертификат по менеджменту, Управление деятельностью и изменениями, Стратегия, Экономика в практике менеджера



Обращение Томилко Ю.В.
к кандидату на должность Президента
Российской Федерации
Владимиру Путину
Мы поддерживаем! А ты?



Банк вакансий:

Сообщество президентской программы формирует банк вакансий


ключевые партнеры:

группа компаний Лидер / инновации торговли

Институт современных технологий и экономики


Эффективные технологии ресурсосбережения

   © ККОО «Директорский корпус»
     2009-2019г.
вопросы Совету :
sovet@dcorpus.ru
вопросы сотрудничества :
info@dcorpus.ru
   разработка  
Компания Лидер С